«Профориентатор»
Диагностический компьютерный тестовый комплекс «Профориентатор», разработанный квалифицированными психологами-тестологами МГУ им. М.В.Ломоносова и IT-специалистами под научным руководством доктора психологических наук, профессора МГУ А.Г.Шмелева.
Комплекс предназначен для проведения профориентационный работы с учащимися 7-11 классов и абитуриентами с целью определения профессиональной направленности, формирования профильных классов, выбора средних профессиональных и/или высших учебных заведений, факультетов (направлений, специальностей) вуза.
Структура тестового комплекса
Комплекс позволяет провести анализ интересов, личностных качеств и способностей учащихся.
Тест включает три блока:
Первый блок: оценка структуры интересов
Включает 80 утверждений, диагностирующих интересы учащегося к 8-ми сферам профессиональной деятельности: Техника, Наука, Искусство, Общение, Бизнес, Знак, Природа, Риск.
Второй блок: оценка структуры интеллекта
Состоит из 72 вопросов-заданий на определение уровня развития способностей (факторов умственной деятельности): вычисления, лексика, эрудиция, зрительная логика, абстрактная логика, внимание.
Кроме того, выдается общий балл по данному блоку, отражающий средний показатель по всем шести факторам в совокупности – аналог «уровня умственного развития», который принято интерпретировать как операциональный индикатор достигнутого «уровня обучаемости и умственной работоспособности».
Третий блок: оценка структуры личности
Включает 45 вопросов-утверждений, ориентированных на выявление личностных качеств: активность, согласие, самоконтроль, эмоциональная стабильность.
Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, на выполнение второго блока отводится 40 минут. На выполнение всех заданий уходит в среднем от 40 до 60 минут. Консультация психолога-профконсультанта – 40 минут. Комплекс снабжен несколькими версиями тестовых норм, которые применяются в зависимости от возраста учащегося.
Результаты тестирования включают:
- графический профиль с результатами по каждому измеряемому тестом качеству: интересы, способности, личностные качества;
- диаграмму, показывающую наиболее подходящие для учащегося направления профильного обучения в старшей школе;
- списки наиболее подходящих профессий;
- текстовые интерпретации результатов;
- консультацию психолога-профконсультанта.
Преимущества использования методики «Профориентатор»:
- графический профиль с результатами по каждому измеряемому тестом качеств: интересы, способности, личностные качества;
- диаграмма, показывающая наиболее подходящие для учащегося направления профильного обучения в старшей школе;
- списки наиболее подходящих профессий;
- текстовые интерпретации результатов.
- выявляется профиль интересов, способностей и черт характера;
- составляется список наиболее подходящих областей профессиональной деятельности;
- разрабатывается предложение по применению сильных и развитию слабых сторон личности тестируемого;
- оказывается помощь в выборе школы или колледжа, а также профильного обучения;
- рассматриваются варианты подготовки к вступительным испытаниям.
- совмещение анализа интересов, способностей и личностных качеств учащихся в рамках диагностики их профессиональных склонностей;
- содержит нормы для разных возрастных групп;
- минимум раз в полгода тест проходит проверку на «качество» - анализ психометрических показателей методики в целом;
- регулярное обновление норм с учетом всероссийской выборки;
- ведется активная работа по обновлению и коррекции банка вопросов;
- происходит обновление списка профессий;
- комплекс получил рекомендацию департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования РФ (письмо № 14-55-132 ин/15 от 06.02.03) и Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ (письмо № 06-1506 от 12.09.2007).