Отдел довузовского образования
Модель системы довузовского образования Воронежского государственного университета является результатом деятельности всего коллектива университета. На сегодняшний день модель нашей системы состоит из пяти этапов:
Первый этап – «информирование», представляет собой программу информационной поддержки абитуриентов, целью которой является доведение информации об университете, факультетах, специальностях, условиях поступления, обучения, последующем трудоустройстве до школьников, абитуриентов и их родителей. В основе этого этапа лежат два подхода: личностно-ориентированный и коллективный. В свою очередь, каждый из двух подходов имеет свои формы работы с абитуриентами и различные форматы общения.
Личностно-ориентированный подход
Индивидуальные консультации представляют собой ежедневное общение специалистов отдела довузовского образования (далее ОДО) со школьниками, их родителями и другими лицами, обратившимися с вопросами поступления в Воронежский государственный университет. Сотрудники ОДО, с одной стороны, отвечают на вопросы, с другой стороны, помогают составить индивидуальную стратегию подготовки; подбирают формы помощи абитуриентам с учетом их уровня подготовки, временных возможностей и места жительства. Устная консультация сопровождается предоставлением бесплатной рекламной продукции об университете, факультетах, подготовительных курсах, Центре тестирования и т.д. По желанию абитуриентов мы предлагаем оставить в отделе довузовского образования контактные телефоны для последующего индивидуального информирования о мероприятиях, проводимых для поступающих в наш вуз.
Электронная почта и письма абитуриентов также позволяют общаться с каждым обратившимся по вопросам приема и адресно отвечать на заданные вопросы.
Консультации по телефону, по нашему мнению, являются не менее важным каналом индивидуального информирования. От качества телефонного общения сотрудников отдела с нашими абитуриентами и их родителями зависит как желание абитуриентов прийти именно в наш вуз, так и имидж университета в целом. На этом участке нашей деятельности от сотрудников требуется продемонстрировать не только компетентность, но и умение голосом и интонацией передать доброжелательность, приветливость, заинтересованность в каждом звонке, соблюдая при этом телефонный этикет.
Форум для абитуриентов на сайте www.abitur.vsu.ru становится все более популярным каналом коммуникации. В отличие от предыдущих форм работы с абитуриентами, форум сочетает в себе как личностно-ориентированный подход, так и момент публичности, поскольку переписку читают все посетители сайта.
Коллективный подход
Представляет собой информирование о ВГУ на массовых мероприятиях.
Дни открытых дверей, в свою очередь, подразделяются на разные форматы: Дни открытых дверей, проводимые в ВГУ – это традиционные встречи, в которых участвуют все факультеты – проводятся три раза в учебном году: в сентябре-октябре знакомим будущих абитуриентов с итогами приема студентов на первый курс текущего года, факультетами, специальностями, подготовительными курсами, другими формами работы с абитуриентами; в апреле-мае будущих абитуриентов знакомим с новыми правилами приема, условиями поступления, зачисления, новыми специальностями и направлениями. В течение учебного года каждый факультет дополнительно проводит две-три подобные встречи. Это – Дни абитуриента на факультетах, Дни кафедр, Дни специальностей, которые позволяют абитуриентам и их родителям узнать более детальную информацию о выбранном ими факультете, направлении (специальности). Выездные Дни открытых дверей проходят на территории отдельных школ или целых районов. С помощью фильмов, презентаций, рекламных материалов представители университета информируют потенциальных абитуриентов и их родителей о направлениях (специальностях); учебном, воспитательном и научном процессах нашего вуза.
Экскурсии для школьников по университету проводятся по отдельному графику в течение учебного года. Как правило, отдельные классы или школы, по предварительной заявке, в удобное для них время посещают музеи университета, лаборатории, библиотеку, отдел довузовского образования и т.д. Наряду с традиционными экскурсиями по университету, разработан новый вариант экскурсий для школьников – на предприятия и в организации, где трудятся выпускники университета определенной специальности. Подобное знакомство с будущей профессией вызывает большой интерес среди учащихся.
Участие университета в образовательных выставках для абитуриентов. Этот формат общения позволяет не только дополнительно заявить о себе, но и публично конкурировать с другими вузами своим содержанием и презентабельностью. Реклама о мероприятиях, проводимых для абитуриентов, публикации об университете в СМИ также позволяют донести информацию о Воронежском государственном университете до широких кругов общественности.
Собрание для родителей – одна из новых форм довузовской работы, которая представляет собой лекторий по ключевым вопросам приема в Воронежский государственный университет. Тематика этих встреч позволяет заострить внимание родителей на более ответственных моментах приемной кампании; разделить информацию на главную и второстепенную; развеять слухи, что в целом помогает снять напряжение, связанное с поступлением их детей в Воронежский государственный университет.
Круглогодичное, ежедневное, разноформатное информирование школьников и их родителей об университете позволяет будущим абитуриентам заблаговременно определиться с выбором вуза, факультета, направления (специальности).
Для абитуриентов, затрудняющихся с выбором будущей специальности, – второй этап нашей модели – «профориентация». Данная программа состоит из двух направлений:
Диагностическое тестирование – это комплексный подход, который позволяет выявить не только интерес к будущей профессии, но и профиль способностей и специфику черт характера каждого тестируемого; составить список наиболее подходящих областей профессиональной деятельности; предложить программу применения «сильных» и развития «слабых» сторон личности; помочь определиться с выбором профессии школьникам, которые сомневаются, а также тем, кто вообще не знает как выбрать профессию; для тех, кто уверен в своем выборе – помочь утвердиться в нем.
Развивающая профориентация также представлена различными мероприятиями, которые направлены на развитие и стабилизацию интереса к той или иной профессии. Профориентационная программа, в целом, позволяет школьнику определиться с выбором будущей профессии, увидеть порог индивидуальных возможностей на старте и наметить программу их развития для того, чтобы достичь в дальнейшем успеха в своем выборе.
Следующий шаг после осознанного выбора вуза, факультета, специальности – это подготовка к поступлению. Поэтому третий этап – «обучение», представляющее собой программу по формированию базовых компетенций. Цель – подготовка к ЕГЭ. Данная программа также представлена двумя направлениями:
Подготовка по предметам среднего общеобразовательного учреждения осуществляется на подготовительных курсах университета. Это традиционное направление работы с абитуриентами, существующее более пятидесяти лет. Несмотря на высокую конкуренцию, подготовительные курсы ВГУ остаются по-прежнему востребованными учащимися школ, так как сочетают в себе традиции качественной подготовки, разнообразные формы и сроки обучения с постоянным внесением новых методик, подходов, знаний. Элективные курсы для профильных классов в школах, заключивших договоры с ВГУ о довузовском сотрудничестве, представляют собой вариант углубленного дополнительного получения знаний по базовым школьным предметам.
Не менее важной является и развивающая образовательная программа, задача которой не натаскивание к сдаче ЕГЭ, а привитие навыков научно-исследовательской работы, умение сотрудничать со своими научными руководителями и консультантами. Программа по формированию базовых компетенций усиливает позиции школьников на выпускных и вступительных испытаниях, развивает интерес учащихся к избранной области науки, знаниям, а также является хорошей основой для обучения в университете. Результативность программы по формированию базовых компетенций проверяется дважды: до начала приемной кампании и по итогам зачисления абитуриентов в число студентов.
В нашем случае не менее важным является четвертый этап – «проверка знаний до начала приемной кампании», которая нацелена на проверку полученных знаний за два-три месяца до сдачи ЕГЭ, их анализ и заблаговременное внесение необходимых поправок. Мероприятия по проверке знаний, объединенные общей целью, имеют разные задачи. Промежуточные и итоговые тесты по предметам вступительных испытаний на подготовительных курсах ВГУ и компьютерное тестирование по предметам вступительных испытаний в формате ЕГЭ в Центре тестирования ВГУ призваны выявить уровень подготовленности слушателей курсов к сдаче вступительных испытаний и получения сертификата-рекомендации для поступления в ВГУ. Конференция Научного общества учащихся ВГУ; тематические научные конференции учащихся школ; командное и/или индивидуальное участие школьников в российских и/или международных конференциях, олимпиадах, конкурсах при содействии и под руководством преподавателей ВГУ позволяют обеспечить глобализацию взглядов учащихся на систему знаний, полученных в школе; формируют навык публичного выступления в незнакомой аудитории, развивают умение отвечать на вопросы, поддерживать дискуссию, прививают чувство удовлетворения от процесса поиска истины и способности к активной самостоятельной работе.
Пятый этап – «сопровождение в период приемной кампании». Его цель – сопровождать, направлять и поддерживать абитуриента на протяжении всего периода приемной кампании, включая зачисление в число студентов университета. При этом сопроводительную миссию выполняют сотрудники отдела довузовского образования, подготовительных курсов, т.е. те люди, которые хорошо известны, которые работали с учащимися и их родителями в течение года, поэтому абитуриентам психологически проще обращаться именно к ним. В период приемной кампании для абитуриентов университета кроме организации приема документов и сдачи вступительных испытаний, дополнительно создаются: справочная служба по вопросам расположения приемной комиссии, ее ответственных лиц (для иногородних абитуриентов дополнительно предоставляется информация по вопросам питания, проживания, медицинского обслуживания, отдыха, Интернета и т.п.); консультационный пункт по вопросам поступления, зачисления, обучения и т.п.; психологическая помощь для снятия повышенного напряжения в период приемной комиссии, разрешения межличностных разногласий между родителями и детьми, проведения тренингов по саморегуляции абитуриентов; юридическая служба по оказанию профессиональных комментариев сложных и неоднозначных ситуаций, связанных с поступлением в университет.
Личностно-ориентированный подход
- Индивидуальные консультации
- Консультации по телефону
- Использование электронной почты
- Форум на сайте для абитуриентов
- Ответы на письма абитуриентов
- Проведение Дней открытых дверей
- Проведение экскурсий
- Участие в образовательных выставках
- Реклама в СМИ
- Публикации о ВГУ
- Работа с сайтом для абитуриентов
- Публикация и распространение информационно-справочных материалов о ВГУ
- Проведение собраний для родителей
Диагностическое тестирование
- Компьютерное тестирование
- Консультация психолога
- Консультация профконсультанта
- Развивающие тренинги
- Консультации врача по вопросам совместимости состояния здоровья абитуриента и выбранной им специальности
Развивающая профориентация
- Школы юных физиков, филологов и т.д.
- Летние тематические лагеря (летний университет)
- Подростковые школы
Подготовка по предметам среднего общеобразовательного учреждения
- Подготовительные курсы ВГУ:
- очные, с разными сроками обучения от 2-х лет до 3-х месяцев;
- заочные;
- воскресные;
- летние курсы;
- дистанционные курсы.
- Подготовительные курсы факультетов
- Выездные подготовительные курсы
- Элективные курсы для профильных классов в школах, заключивших договоры с ВГУ о довузовском сотрудничестве
Развивающие образовательные программы
- Научное общество учащихся ВГУ:
- лекции и практические занятия в течение года;
- консультации руководителей докладов.
- Школы юных физиков, филологов и т.д.
- Лекторий на научно-популярные темы.
- Летний университет.
- Подростковые школы.
- Научные общества учащихся средних учебных заведений.