История НОУ ВГУ
Обучение школьников через науку – путь к успеху.
Научное общество учащихся (НОУ) ВГУ в этом году отмечает свое двадцатидевятилетние. Это много или мало? Для кого-то это много, для других – мгновение. Правы и одни и другие. Но за эти годы изменилось название, содержание и строй нашего государства, изменилось и название нашего университета. Ушло в прошлое руководство и направление всякой деятельности Коммунистической партией. Идея создания научного общества учащихся принадлежала председателю комиссии по организации приема на первый курс Совета ректоров вузов г. Воронежа начальнику учебного отдела ВГУ, доценту Владимиру Семеновичу Листенгартену. НОУ ВГУ создавалось параллельно с подобными обществами других вузов. Организаторами которых, вместе с В. С. Листенгартеном были известные профессора: профессор ВПИ Яков Евсеевич Львович, профессор ВГУ Ростислав Эрнестович Нейман, заведующий отделом горкома комсомола А. Зверев и сотрудник учебного отдела ВГУ, ныне профессор ВГУ Марина Абрамовна Стернина. В 1985 году НОУ было зарегистрировано как Городское научное общество учащихся, но во главе Горкома Комсомола.
С чистой ли страницы начиналась история НОУ, и что собой в начале представляло научное общество учащихся университета? Как свидетельствуют историки ВГУ и участники – общество объединило учащихся школ юных математиков, физиков, химиков, филологов, историков, географов при вузах города, членов школьных предметных кружков, кружковцев домов пионеров и станций юных техников, которые существовали уже в шестидесятые и семидесятые годы двадцатого столетия. Уровень обучения учащихся средних школ в то время объективно не требовал широкого и массового участия их в сложной научной работе. Лишь отдельные наиболее способные ученики старших классов привлекались к ней преподавателями вузов, но эта форма сотрудничества носила эпизодический и несистематизированный характер. К середине восьмидесятых годов сложилась потребность, наряду с имеющимися формами, дать возможность тем учащимся, которые проявили особый интерес к изучению наук, почувствовать склонность к исследовательскому поиску, самостоятельно и творчески поработать над избранной темой под руководством вузовских преподавателей, а затем доложить о полученных результатах. НОУ сделало упор на помощь школьникам, проявившим интерес и способности к науке, и ставило своей целью развитие творческих способностей молодежи, привитие им навыков исследовательской работы, обучение навыкам работы с научно-популярной и научной литературой.
6 апреля 1986 года состоялась первая городская конференция НОУ, на которой работало 12 секций, было заслушено 120 докладов из них 88 подготовлены в секциях НОУ ВГУ.
Двадцатилетняя деятельность НОУ ВГУ не всегда была успешной. В 1991 году НОУ университета осталось единственным вузовским обществом, которое продолжало научную работу с учащимися общеобразовательных учебных заведений, это повлекло за собой снижение интереса среди молодежи. Но такая ситуация продолжалась относительно не долго. Благодаря преподавателям – энтузиастам университета, которые продолжали самоотверженную работу по пропаганде научной работы со школьниками, через три года желающих вступить в общество, значительно, увеличилось. На девятой конференции в 1994 году было представлено уже 123 доклада на восьми секциях. С тех пор интерес среди школьников не только не ослаб, а увеличился и приобрел массовый характер, к этой работе стали проявлять заинтересованность руководители средних учебных заведений и учителя. Учебный процесс, который сосредотачивался в начале в университете, плавно перешел в средние школы, поскольку там создавались школьные научные общества учащихся. На итоговую ежегодную конференцию в университет направляли тех учащихся, которые успешно выступили на школьных научных сессиях. Руководителями докладов учащихся были уже не только преподаватели университета, но и школьные учителя.
Для многих учащихся учебный год в НОУ заканчивался не только выступлением на итоговой конференции школьников, а продолжался выступлениями на студенческих научных сессиях, на научных конференциях, как нашего университета, так и других вузов, участием в различных конкурсах, олимпиадах и публикациями своих работ. Так в 1997 году было опубликовано два пособия «Нестандартные приемы решения химических задач» для абитуриентов, учащихся старших классов, преподавателей химии. Пособия, подготовленные под руководством доцента В. Ю. Кондрашина, отражали результаты научных исследований учащихся 10 класса химико-биологического профиля педагогической гимназии №5 г. Воронежа (Н. Касьяновой, Т. Крыловой, М. Небольсиной, Е. Лиманской, А. Долгих). На филологическом факультете успешно работает секция «филология», в рамках которой было выпущено два сборника работ научного общества учащихся «Тропинка в науку». Во втором выпуске - 10 статей, посвященных фольклору, русской классике и современной литературе. Некоторые из них: А. Бугакова, гимназия №5, руководитель – доцент Ж. В. Грачева «Сравнения в прозе Н. Л. Гумилева»; А.Кузнецова, гимназия № 9, руководитель – учитель О. А. Жаглина «Образ водного пространства в повестях И. С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды»». Учащиеся секции «биология» неоднократно представляли результаты своих исследований на авторитетных научных встречах. Один из примеров – учащиеся гимназии № 5 М. А. Орлова, М. В. Сафонова «Изучение индивидуальной изменчивости интродуцированных видов подкласса Rosidae с использованием цитогенетического метода» - IV Международный симпозиум «Новые и нетрадиционные растения и перспективы их использования» - руководитель доцент М. Н. Назарова. [2] Члены научного общества учащихся «Возраждение», музея истории лицея №7 при ВГПУ (руководитель – учитель истории Т. Н. Чернобоева), после неоднократного участия в наших конференциях успешно представляли свои работы в Государственном Историческом музее, Государственном Литературном музее, Музее этнографии РАН, Музее Великой Отечественной войны, Российском НИИ культурного и природного наследия (Е. Сидорова, С.Барляев, Н.Ерыкалова, С. Аристов, А.Чепрасов, М. Дудкин, В. Кириллова, Е. Чернобоев, А. Володченкова, А. Цеханович, Ю.Кудинова, И. Швецова). В 2002 году учащиеся А. Чепрасов и С. Аристов стали победителями Всероссийского конкурса исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия. ХХ век».
Научное общество учащихся Воронежского государственного университета в настоящее время объединяет школьные научные общества г. Воронежа (70), центры дополнительного образования г. Воронежа (13), а также общеобразовательные учебные заведения Воронежской области, Белгородской области, Липецкой области, Тамбовской области. Членами общества являются в основном учащиеся 9-х - 11-х классов. Это обусловлено тем, что «в силу возрастных особенностей, у старшеклассников шире ментальный опыт, совершеннее интеллектуальные операции, сформировано понятийное мышление, осознаны мотивы получения образования и проявляется устойчивый интерес к отдельным наукам». В некоторых секциях таких как «геология», «география» двери открыты и младшим школьникам.
Такова история НОУ в датах и цифрах. Но за датами и цифрами не менее интересная история – история человеческих судеб: учащихся – членов НОУ, руководителей секций, докладов, руководителей и вдохновителей создания НОУ. Работа, которую проводит Воронежский университет в рамках научного общества учащихся на протяжении двадцати лет, доказала свою значимость и взаимную потребность, продемонстрировала преемственность и непрерывность школьного и вузовского образования.
В условиях современной социально-экономической и культурной ситуации в России выпускнику учебного заведения любого уровня образования, а особенно получающему высшее образование, предъявляются новые требования. Нашему обществу сегодня нужны интеллектуальные специалисты; умеющие творчески, нестандартно подходить к решению любого вопроса; самостоятельно принимать решение; быть инициативным; уметь обновлять и пополнять знания. Будущего специалиста с таким набором качеств необходимо начинать готовить ни с первого курса, а значительно раньше – со школьной скамьи.
Учебный процесс научного общества состоял в начале из занятий по определенной научной тематике и параллельно под руководством преподавателей, аспирантов университета учащиеся выполняли исследовательскую работу, готовили материалы для доклада к итоговой ежегодной конференции. «Университет стремился провести ее не просто как заслушивание результатов работы учащихся за год, но и как праздник общения заинтересованных людей, выражение уважения университетских ученых к своим младшим коллегам. Конференция начиналась с пленарного заседания, на котором после приветствия ректора университета, обращенного к участникам, произносилось краткое Слово видного университетского ученого. Каждый раз - это заранее подготовленное и достаточно популярное выступление одного из профессоров. Оно призвано дать представление о лаборатории научной мысли, о личности ученого, его отношении к научному творчеству молодежи.» Как правило, тематика докладов была и остается не реферативного, а исследовательского характера, что обязывает старшеклассников самим собирать материал, проводить эксперимент, делать наблюдения и выводы. Не менее важным моментом на конференции была и остается работа секций (подсекций). Подведение итогов работы секции – особо волнительный эпизод. Руководитель секции – преподаватель ВГУ выступает с обстоятельным, серьезным анализом докладов, в котором дает оценку прослушанным сообщениям.
Научное общество учащихся имеет колоссальную практическую значимость для всех участников, взаимодействующих в этом процессе. Ключевой фигурой был и остается учащийся среднего учебного заведения. Что же ему дает членство в научном обществе? На наш взгляд, само участие школьников в конференции НОУ занимает особое место в их учебно-познавательном процессе. Небольшая исследовательская работа существенным образом отличается от тех докладов и рефератов, которые они пишут в школе. Участие в конференции позволяет продемонстрировать умение публичного выступления, затем в неподготовленной дискуссии отвечать на вопросы и отстаивать свою точку зрения. Работа над темой доклада – серьезное подспорье в подготовке будущего абитуриента к вступительным испытаниям. Общение с преподавателями, сотрудниками университета; выступление на конференции, которая проходит в учебных корпусах ВГУ, помогают членам НОУ сделать профессиональный выбор, более ответственно подойти к проблеме определения своего жизненного пути. Кроме перечисленных преимуществ, учащиеся общеобразовательных учебных заведений – члены НОУ ВГУ, представившие лучшие доклады на итоговой конференции получают не только моральное удовлетворение и почетные дипломы, грамоты, но и определенные льготы при поступлении на соответствующий факультет университета. Так на протяжении всех лет существования нашего общества, членам НОУ – учащимся 11класса, получившим дипломы или грамоты выдавалась рекомендация Совета НОУ, которая учитывалась при зачислении абитуриентов с выборочным баллом.
Сложившаяся преемственность в руководстве докладами школьников, обмене мнениями, знаниями, взаимно обогащала и школу и вуз и непременно сказывалась на положительном результате – поддержание стабильного интереса к научному обществу учащихся университета среди школьников, их родителей, учителей, руководителей школ и внешкольных детских организаций, преподавателей и руководителей университета. Совет НОУ ВГУ не оставляет без внимания учителей, руководивших докладами школьников и направляет в адрес администрации общеобразовательных учебных заведений благодарственные письма ректора ВГУ. Такое внимание является не только моральной поддержкой каждому учителю и школьному коллективу в целом, а также дает определенные преимущества при проведении аттестации общеобразовательных учебных заведений и повышении разряда (категории) учителям.
Наряду с положительными наработками в области научного общения со школьниками, конечно же, существуют и проблемы как внутренние, так и внешние. В качестве внутренней проблемы следует отметь отсутствие преемственности в обучении довузовской и вузовской исследовательской работе. Социально-культурные проблемы, обострившиеся в нашем обществе, повлияли на ослабление научного потенциала и падение престижа среди молодежи самой научной деятельности, поэтому возникает необходимость изучить познавательные возможности школьников, условия, которые способствовали бы их интеллектуальному росту; совершенствование профессиональной готовности учителя осуществлять новые подходы к образовательному процессу; привлечь внимание государства к будущему российской школы. Традиция довузовской работы с молодежью, постоянная забота о новом пополнении студенческой семьи была и остается одной из самых заметных и плодотворных в Воронежском государственном университете. Подтверждением этому является двадцатилетие Научному обществу учащихся.