Научное общество учащихся
Идея создания научного общества учащихся принадлежала председателю комиссии по организации приема на первый курс Совета ректоров вузов г. Воронежа начальнику учебного отдела ВГУ, доценту Владимиру Семеновичу Листенгартену. НОУ ВГУ создавалось параллельно с подобными обществами других вузов. Организаторами которых, вместе с В. С. Листенгартеном были известные профессора: профессор ВПИ Яков Евсеевич Львович, профессор ВГУ Ростислав Эрнестович Нейман, заведующий отделом горкома комсомола А. Зверев и сотрудник учебного отдела ВГУ, ныне профессор ВГУ Марина Абрамовна Стернина. В 1985 году НОУ было зарегистрировано как Городское научное общество учащихся, но во главе Горкома Комсомола.
С чистой ли страницы начиналась история НОУ, и что собой в начале представляло научное общество учащихся университета? Как свидетельствуют историки ВГУ и участники – общество объединило учащихся школ юных математиков, физиков, химиков, филологов, историков, географов при вузах города, членов школьных предметных кружков, кружковцев домов пионеров и станций юных техников, которые существовали уже в шестидесятые и семидесятые годы двадцатого столетия. Уровень обучения учащихся средних школ в то время объективно не требовал широкого и массового участия их в сложной научной работе. Лишь отдельные наиболее способные ученики старших классов привлекались к ней преподавателями вузов, но эта форма сотрудничества носила эпизодический и несистематизированный характер. К середине восьмидесятых годов сложилась потребность, наряду с имеющимися формами, дать возможность тем учащимся, которые проявили особый интерес к изучению наук, почувствовать склонность к исследовательскому поиску, самостоятельно и творчески поработать над избранной темой под руководством вузовских преподавателей, а затем доложить о полученных результатах. НОУ сделало упор на помощь школьникам, проявившим интерес и способности к науке, и ставило своей целью развитие творческих способностей молодежи, привитие им навыков исследовательской работы, обучение навыкам работы с научно-популярной и научной литературой.